Частное общеобразовательное учреждение

Калининградский экономический лицей «Ганзейская ладья»



Утверждаю

Директор ЧОУ

лицей «Ганзейская ладья»

_________________ Т.А. Хрулева

«____» _______________ 2017 г.



Учебный план

на 2017-2020 учебный год

 

Учебный план является важнейшей частью Образовательной программы ЧОУ лицей «Ганзейская ладья», одним из основных механизмов её реализации. Он определяет предусмотренный для освоения учащимися состав образовательных областей, учебных предметов и других компонентов содержания образования (включая основные направления и формы организации внеурочной деятельности), максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, а также распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам учебным предметам и другим компонентам содержания образования.

Нормативно-правовой базой настоящего учебного плана являются следующие документы:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»»;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10

(п.2.9 Требования к режиму образовательного процесса);

  • Устав Частного общеобразовательного учреждения Калининградский экономический лицей «Ганзейская Ладья» (зарегистрирован ИФНС 07 апреля 2011 г. за государственным регистрационным номером 2113900007428)

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 26.11. 2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • Распоряжение Правительства РФ от 17.09.2010 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/2015 годы»;

  • Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ № 1312 от 9 марта 2004 года);

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 24.11. 2009 № 667 «О Межведомственном координационном совете по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 1578-р;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12. 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

  • Приказ Министерства образования Калининградской области 22.08.2013 № 865/1 Об утверждении регионального базисного учебного плана в Калининградской области в 2013-2014 учебном году

 

Учебный план школы позволяет в ходе образовательного процесса качественно решать задачи по формированию разносторонне развитой личности.

При составлении учебного плана учтены основные принципы обновления содержания образования:

  • личностная ориентация содержания образования;

  • гуманизация, целесообразность, отражение в содержании образования на каждом этапе всех аспектов человеческой культуры;

  • фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования;

  • приоритет сохранения здоровья учащихся;

  • усиление в содержании образования деятельностного компонента;

  • оптимизация объёма учебной нагрузки.

 

Учебный план составлен для трёх ступеней образования:

- начальное образование (1-4 классы)

- основное общее образование (5-9 классы)

- среднее общее образование (10-11 классы)

 

  1. Учебный план начального общего образования

ЧОУ лицей «Ганзейская ладья» на ступени начального общего образования реализует требования ФГОС нового поколения посредством использования УМК «Перспектива» и УМК «Гармония», которые представляют собой сочетание современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования.

 

Структура и содержание учебного плана

 

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

- формирование гражданской идентичности обучающихся;

- их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

- готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

- формирования здорового образа жизни, элементарных правил поведения в различных ситуациях;

- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

 

Образовательное учреждение ЧОУ лицей «Ганзейская ладья» по своему усмотрению использует учебное время данной части на различные виды деятельности по каждому предмету ( практические и лабораторные занятия, экскурсии, дополнительные модули и т.д.). 

 

Организация обучения в 1-ых классах 

Продолжительность учебного года

33 недели

Продолжительность урока

35 минут – первое полугодие, 45 минут- второе полугодие

Максимальный объём учебной нагрузки в неделю

21 час

Максимальный объём учебной нагрузки в год

632 часа

Сменность занятий

1 смена

Программы преподавания

УМК «Перспектива»,УМК «Гармония»

Учебные периоды

Учебная четверть

Особенности организации учебного процесса

В начале учебного года для первоклассников увеличение учебной нагрузки происходит постепенно: в сентябре – октябре проводят ежедневно по три урока продолжительностью 35 минут каждый (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, искусство, физкультура), в ноябре-декабре – по четыре 35-минутных урока, в январе-мае – по четыре урока продолжительностью 45 минут каждый

Особенности выполнения учебных программ по музыке, ИЗО, технологии, физической культуре

. В сентябре-октябре занятия по этим предметам носят развивающий характер (неурочные формы организации деятельности учащихся)

 

 Организация обучения во 2-3-ых классах 

Продолжительность учебного года

34 недели

Продолжительность урока

40-45 минут

Максимальный объём учебной нагрузки в неделю

23 часа

Максимальный объём учебной нагрузки в год

782 часа

Сменность занятий

1/2смена

Программы преподавания

УМК «Перспектива», «Гармония»

Учебные периоды

Учебная четверть

Учебный план начального общего образованияявляется частью ООП НОО лицея, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС. Он определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности для учащихся данной параллели.

Учебный план разработан на основе варианта учебного плана для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке

Допускается в рамках учебного дня первоклассников чередование урочной и внеурочной деятельности.

Для организации внеурочной деятельности планируется использовать субботу и каникулярное время.

Лицей «Ганзейская ладья» не имеет собственных учебных и других помещений, работает в условиях аренды, что препятствует расширению должным образом спектра образовательных услуг, организации на должном уровне внеурочной деятельности. Эти занятия планируется проводить на базе социальных партнёров лицея: детской библиотеки Ленинградского района, музыкальной школы им. Гофмана, ДЮЦ и «Школы искусств» Ленинградского района города Калининграда.

В рамках ООП НОО лицея для развития потенциала одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование.

 

Учебный план 1-х класса

(годовой)

 

УМК «Гармония»

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в год

Обязательная часть

 

Всего

Аудиторно

Инноваци-онно

 

Филология*

Обучение грамоте **

 

153

 

183

 

40

Русский язык

Литературное чтение

40

30

Иностранный язык ***

50

40

10

Математика и информатика

Математика ****

132

107

25

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

50

40

10

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

_

_

_

Искусство

Музыка

29

21

8

Изобразительное искусство*****

29

21

8

Технология

Технология *****

33

25

8

Физическая культура

Физическая культура******

91

73

18

Итого

 

637

510

127

Внеурочная деятельность

 

Общеинтеллектуальное Психотренинг «Умникам

направление ( кружок) и умницам»

Социальное направление « Юный театрал»

( кружок)

 

33

20

* В учебную область «Филология» в рамках общеинтеллектуального направления введён внутрипредметный модуль по чтению «Учимся быть читателями» под редакцией М.С.Соловейчик, 1 кл.

** Обучение грамоте – начальный этап изучения русского языка в первом классе. Продолжительность – приблизительно 23 учебных недели (153 часа). Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Изучение русского языка и литературного чтения начинается раздельно после курса «Обучение грамоте».

*** В лицее традиционно обучение иностранному языку (английскому и немецкому по выбору родителей) вводится с первого класса по программе для школ и классов с углубленным изучением иностранного языка.

**** Для осмысления общих законов организации учебной деятельности в предметную часть «Математика» введён курс «Наглядная геометрия» под редакцией Н.Б.Истоминой, 1кл.

***** В рамках учебных предметов введён интегрированный модуль «Дарим людям красоту и радость»

******В рамках учебного предмета «Физическая культура» введён модуль «Ритмическая гимнастика

Учебный план 1-х класса

(годовой)

УМК «Перспектива»

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в год

Обязательная часть

 

Всего

Аудиторно

Инноваци-онно

 

Филология*

Обучение грамоте **

 

153

 

183

 

40

Русский язык

Литературное чтение

40

30

Иностранный язык ***

50

40

10

Математика и информатика

Математика ****

132

107

25

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

50

40

10

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

_

_

_

Искусство

Музыка

29

21

8

Изобразительное искусство*****

29

21

8

Технология

Технология *****

33

25

8

Физическая культура

Физическая культура******

91

73

18

Итого

 

637

510

127

Внеурочная деятельность

 

 

Общеинтеллектуальное Психотренинг «Умникам

направление ( кружок) и умницам»

 

 

 

33

 

 

* В учебную область «Филология» в рамках общеинтеллектуального направления введён внутрипредметный модуль по риторике «Волшебная сила слова» под редакцией Л.Ф.Климановой, Т.Ю.Коти, 1кл.

** Обучение грамоте – начальный этап изучения русского языка в первом классе. Продолжительность – приблизительно 23 учебных недели (153 часа). Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Изучение русского языка и литературного чтения начинается раздельно после курса «Обучение грамоте».

*** В лицее традиционно обучение иностранному языку (английскому и немецкому по выбору родителей) вводится с первого класса по программе для школ и классов с углубленным изучением иностранного языка.

**** Для осмысления общих законов организации учебной деятельности в предметную часть «Математика» введён курс «Мир деятельности» под редакцией Л.Ф.Петерсон, 1кл.

***** В рамках учебных предметов введён интегрированный модуль «Дарим людям красоту и радость»

******В рамках учебного предмета «Физическая культура» введён модуль «Ритмическая гимнастика

 

Учебный план 1 класса ( по четвертям)

Учебные предметы

Количество часов по четвертям

I

II

III

IV

Обучение грамоте *

Русский язык

Литературное чтение

6



 

7

 

7

 

-

4

3

Иностранный язык

-

2

2

2

Математика

4

4

4

4

Окружающий мир (человек, природа, общество)

1

1

2

2

ИЗО

Технология

0,5

1

1

1

1

1

1

1

Музыка

0,5

1

1

1

Физическая культура

2

3

3

3

Итого

15

20

21

21

Кружок «Умники и умницы»:

1

1

1

1

  

 Учебный план 2-3-х классов

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Обязательная часть

 

 

2 кл.

3 кл.

Филология *

Русский язык

170

170

Литературное чтение

102

102

Иностранный язык **

68

68

Математика и информатика ***

Математика

136

136

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

68

68

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

-

-

Искусство

Музыка

34

34

Изобразительное искусство

34

34

Технология

Технология

68

68

Физическая культура

Физическая культура

102

102

Итого

 

782

 

782

 

Максимально допустимая нагрузка

 

782

782

 

 

* В учебную область «Филология» в рамках общеинтеллектуального направления введён внутрипредметный модуль по риторике «Волшебная сила слов» под редакцией Л.Ф.Климановой, Т.Ю.Коти для УМК «Перспектива» во 2-4-х кл.; модуль по чтению для «Учимся быть читателями» для УМК «Гармония» под редакцией О.В.Кубасовой во 2-4 классах.

** Деление на подгруппы : иностранный язык в 1-4 классах; информатика и ИКТ как учебный модуль предмета «Технология» со 2-го класса.

*** Для осмысления общих законов организации учебной деятельности в предметную часть «Математика» введён курс «Мир деятельности» под редакцией Л.Ф. Петерсон во 2-4-х классах; «Наглядная геометрия» под редакцией Н.Б.Истоминой во 2-4 классах

**** В рамках учебного предмета «Физическая культура» введён модуль «Ритмическая гимнастика»

Учебный план 4 класса

Учебные предметы



 

Количество часов в год

IV

Всего

Русский язык

136

136

Литературное чтение

102

102

Иностранный язык

68

68

Математика

136

136

Окружающий мир (человек, природа, общество)

68

68

Искусство (Музыка и ИЗО)

68

68

Технология (Труд)*

68

68

Физическая культура

102

102

Основы религиозных культур и светской этики

34

34

Итого:

782

782

Региональный компонент (6-дневная неделя)**

34

34

Компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) ***

136

136

Предельно допустимая учебная нагрузка при 6-дневнойнеделе

884

884

Региональный компонент (5-дневная неделя)**

 

 

Компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)

68

68

Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-дневнойнеделе

782

782

 

* Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)».

** В IV классах часы регионального компонента используются на изучение учебного предмета: «Основы православной культуры».

*** Из компонента образовательного учреждения добавлены часы на изучение русского языка –34 часа. Учитывая важность формирования навыка компетентностного чтения добавлено 34 часа на изучение предмета литературное чтение.

 

  1. Учебный план основного общего образования

Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний срок освоения общеобразовательных программ основного общего образования и рассчитан на 35 учебных недель в год.

Федеральный компонент учебного плана представлен учебными предметами, обеспечивающими универсальность лицейского образования на уровне выше требований государственного стандарта по таким предметам, как русский язык, математика, информатика. Этому способствует использование УМК, учебных программ, учебной литературы, рекомендованных для гимназий и лицеев. Так к минимальному количеству часов, отведенных на изучение предмета «Русский язык» добавлено за счет компонента образовательного учреждения 2 часа в неделю, т.к. материал является базовым для изучаемых в дальнейшем курсов В 6 - 9 классах увеличено количество часов на изучения русского языка, в 5 - 9 классах добавлено по одному часу из школьного компонента на изучение математики, в 5-7 классах за счет часов школьного компонента вводится учебный предмет информатика (продолжение курса начальной школы).

Универсальность лицейского образования, учитывающая разнонаправленность интересов учащихся и запросов родителей учитывается в увеличении количества часов на изучение физики в 9 классе и химии в 8 классе.

В 5-7 классах изучение ОБЖ организовано через интегрированные модули в составе предметов «Естествознание» и «Биология» с тем же объёмом учебной нагрузки.

Региональныйкомпонент представлен экспериментальным курсом "История западной России. Калининградская область" (6 – 8 классы), на изучение которого отводится 1 час в неделю.

Лицейский профильный пропедевтический компонент представлен следующими курсами:

5 класс – "Основы правовых знаний",

6 класс – "Семейная экономика",

7 класс – " История и современная организация хозяйственной деятельности ",

8 класс – "Обществознание",

9 класс – "Современная экономика".

Изучение данных предметов закладывает основы школьного экономического образования. Поскольку обучение иностранному языку на современном этапе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школы, то начиная с 5 класса в учебный план основной школы вводится второй иностранный язык (немецкий или английский) в объёме 3 часов в неделю.

Образовательная область «Технология» представлена в:

5 классе курсом «Растениеводство» – 70 ч.;

6 классе курсом «Семейная экономика» – 70 ч.;

7 классе курсом «История и современная организация хозяйственной деятельности» – 70 ч.;

8 классе курсом «Твоя профессиональная карьера» – 35 ч., который является профориентационным.

Образовательная область «Искусство» представлена в:

5 классе учебным предметом «Изобразительное искусство» – 70 ч.;

6-7 классах учебным предметом «Мировая художественная культура» – 70 ч.;

8-9 классах учебным предметом «Мировая художественная культура» – 35 ч.;



Годовой учебный план основной школы на 2017-2020 учебный год

 

 

Количество часов в неделю

Всего

Учебные предметы

V

VI

VII

VIII

IX

Федеральный компонент

Русский язык

210

140

105

140

105

700

Литература

70

70

70

70

105

385

Английский язык

105

105

105

105

105

525

Математика

210

210

210

210

210

1050

Информатика и ИКТ

35

35

35

35

35

175

История

70

70

70

70

70

350

Обществознание (включая право):

0

35

35

70

0

140

География

0

35

70

70

70

245

Естествознание

35

0

0

0

0

35

Физика

0

0

70

70

105

245

Химия

0

0

0

105

70

175

Биология

0

70

70

70

70

280

Искусство (МХК)

70

70

70

35

35

280

Технология

70

70

70

35*

0

245

Основы безопасности жизнедеятельности

0

0

0

35*

0

35*

Физическая культура

105

105

105

105

105

525

Итого:

980

1015

1085

1155

1085

5320

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6- дневная неделя)

Экономика

0

0

0

0

70

70

Немецкий язык

105

105

105

105

105

525

История Западной России

0

35

35

0

0

70

Светская этика

35

0

0

0

0

35

Итого:

140

140

140

105

175

700

Всего часов по учебному плану

1120

1155

1225

1260

1260

6020

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

1120

1155

1225

1260

1260

6020


 

* учебный предмет изучается как учебный модуль в июне.

 

II. Учебный план среднего общего образования

Учебный план лицея для 10-11 классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения общеобразовательных программ и рассчитан на 35 учебных недель. Принцип построения плана основан на идее двухуровневого (базового и профильного) компонента государственного стандарта образования.

Учитывая специфику лицея (небольшая наполняемость классов и 1 класс в параллели) реализуется однопрофильная модель организации профильного обучения: социально-экономический профиль.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учеб­ные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Обязательными базовыми общеобразовательными учеб­ными предметами в лицее являются: литерату­ра, английский язык, история, физика, химия, биология, информатика, физи­ческая культура.

Профильные общеобразовательные учебные курсы – предметы федерального компонента повышенного уровня: русский язык, математика, экономическая теория – являются в лицее обязательными профильными учеб­ными предметами.

Элективные учебные предметы (спецкурсы) – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образова­тельного учреждения – в объеме от 2 до 4 ча­сов на одного ученика. Эти курсы направлены на развитие содержания одного из ба­зовых учебных предметов («Деловой английский язык», «Избранные вопросы химии», «Информатика», «Избранные вопросы физики»), что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или предоставлять старшеклассникам дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; обеспечивают надстройку профильного учебного предмета, когда такой дополненный про­фильный учебный курс становится в полной мере углубленным (курс «Основы потребительских знаний»); обеспе­чивают удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Проектная деятельность организована в рамках таких предметов как экономика, информатика, английский язык.

При проведении занятий по иностранному языку, физиче­ской культуре, информатике осуществляется деление классов на группы.



Двухгодичный учебный план среднего общего образования

Социально-экономический профиль 

Федеральный компонент

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

Учебные предметы

Количество часов за два года обучения 

Литература

210 (3/3)

Английский язык

210 (3/3)

Информатика и ИКТ

70 (2/0)

История

140 (2/2)

Обществознание (исключая экономику)

105(1/2)

География

70 (0/2)

Физика

210 (3/3)

Химия

140 (2/2)

Биология

70 (2/0)

Физическая культура

210(3/3)

ОБЖ*

70(2/0)

Всего:

1435(21/20)

Учебные предметы на профильном уровне

Учебные предметы

Количество часов за два года обучения 

Математика

420(6/6)

Русский язык

210 (3/3)

Экономика

140 (2/2)

Итого

770(11/11)

Всего:

2205 (32/31)

Компонент образовательного учреждения

Немецкий язык

175 (3/2)

Математика

105(1/2)

Итого

280(4/4)

Всего:

2485 (35/34)

Обязательные элективные курсы по выбору:

Основы потребительских знаний*

35 (1/0)

Деловой английский язык

70 (1/1)

Избранные вопросы химии

70 (1/1)

Информатика

35(0/1)

Избранные вопросы физики

70 (1/1)

Всего:

2590(37/37)